Телефон для консультаций: +7-922-297-63-63
Споры с дорожными службами
По статистике каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право автовладельца на компенсацию ущерба, причиненного его транспортному средству по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги.
Если вы попали в ДТП, выполните предусмотренные п. 2.5 Правил дорожного движения обязанности – остановите транспортное средство, включите аварийную световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки, сообщите о случившемся в полицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников полиции.
Зафиксируйте с помощью фотоаппарата повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля. Постарайтесь сделать кадры с привязкой к местности. Также необходимо обратить внимание и зафиксировать наличие или отсутствие предупреждающих об опасном препятствии знаков, правильность их установки и читаемость.
После прибытия сотрудников ГИБДД внимательно изучите правильность и объективность оформления ими документов: справки о ДТП, схемы, протокола и др.
Необходимо требовать от сотрудников ГИБДД составления Акта о неудовлетворительных дорожных условиях (Акт НДУ). В этом акте должны быть подробно описаны какие конкретно дорожные условия были при ДТП. Если ДТП произошло из-за ямы, то должны быть указаны размеры ямы. Если ДТП произошло из-за снежной колеи или гололеда, то в акте должна быть указана глубина колеи.
ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", определяет предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п.
ГОСТ 33180-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания" и ГОСТ 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" устанавливают дополнительные требования по сезонному содержанию дорог.
Зачастую, не так просто получить возмещение вреда с дорожников. В суде они перекладывают ответственность на городские власти или администрации районов, обвиняют водителя в несоблюдении скоростного режима и пр.
Порядок действий.
1. Выполнить обязанности предусмотренные п. 2.5 ПДД РФ - выставить знак аварийной остановки, вызвать ГИБДД, переписать очевидцев.
2. Сфотографировать поврежденное ТС со всех сторон. Сфотографировать знаки, разметку, яму, тормозные следы и прочее.
3. Произвести замеры ямы. Если нет линейки, то можно использовать подручные предметы для определения размеров ямы.
4. Дождаться сотрудников ГИБДД. Требовать составления Акта о неудовлетворительных дорожных условиях.
5. Обратиться в независимую экспертизу для оценки ущерба. Мы поможем выбрать хорошую экспертную организацию.
6. Подать в суд на организацию отвечающую за эксплуатацию участка дороги.
Нормативная база.
Согласно положениям ст. 11, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентом и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дорог.
На основании ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Так, ст. 1064 ГК РФ закрепляет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, ст. 151 ГК РФ предусмотрено право гражданина на компенсацию морального вреда.
Наезд на яму или дорожный люк.
При наступлении ДТП, связанного с неудовлетворительными дорожными условиями, сотрудник ГИБДД устанавливает конкретные недостатки в содержании и инженерном обустройстве автомобильных дорог, способствовавшие его возникновению.
По материалам обследования составляется Акта о неудовлетворительных дорожных условиях (Акт НДУ). В Акте подробно описываются какие дорожные условия способствовали наступлению ДТП. Копия Акта о неудовлетворительных дорожных условиях приобщается к материалу по факту ДТП и может быть выдана заинтересованным лицам.
Требования к состоянию дорог определены в ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Согласно ГОСТу основными повреждениями дорожного покрытия являются:
Предельные значения для отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов): длина и глубина более 15 см и 5 см, площадью — 0,06 кв.м. (например: для прямоугольной ямы предельная ширина 40 см.) Колея не должна быть более 3 см на протяжении 9 метров. Отклонение по вертикали крышки люка или дождеприемника относительно поверхности проезжей части не должно быть более 1 см |
Причиной ДТП могут быть: нарушения в работе светофоров, наледь или снежные заносы, установленные с нарушением ГОСТов дорожные знаки, отсутствие или неверно нанесенная разметка, наличие посторонних предметов на проезжей части и т.д.
Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения возлагается на собственника дороги или на обслуживающую организацию.
В данном случае возмещение вреда происходит за счет лиц допустивших ненадлежащее содержание дороги.
Мы поможем:
- установить надлежащего ответчика для возмещения вреда;
- оценить размер ущерба (независимая экспертиза);
- провести переговоры с причинителем вреда о решении вопроса в досудебном порядке;
- составить исковое заявление в суд о возмещении вреда;
- представить интересы в суде;
- исполнить решение суда и получать деньги с ответчика.
Мы регулярно помогаем водителям попавшим в ДТП из-за ям, выбоин, люков и т.д.
Рассмотрим довод из доводов дорожников и коммунальщиков, который они заявляют в суде. Дорожники отрицают ГОСТа по ямам. В суде они говорят, что ГОСТ является техническим документом, в Минюсте не зарегистрирован и поэтому обязательным документом не является, да и совсем не документ для них. Неквалифицированные или ангажированные судьи так и пишут в решениях, что ГОСТ не обязательный документ для дорожников и коммунальщиков и водитель сам виноват, смотреть надо куда едет.
Это позиция судов не верна. ГОСТы - это технические документы, они публикуются и имеют юридическую силу. В том числе, данная позиция подтверждает судебной практикой Верховного Суда РФ.
Решение Верховного Суда РФ от 02.08.2012 N АКПИ12-746 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
Довод В. о том, что указанные национальные стандарты не опубликованы в установленном порядке, не соответствует действительности.
Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, установлен специальный порядок их официального опубликования Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, согласно которому тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
До принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок опубликования стандартов регламентировался Положением о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100, согласно которому официальными изданиями, содержащими государственные стандарты и общероссийские классификаторы, а также изменения, дополнения и поправки к ним, являются публикации на русском языке, выполненные типографским способом издательско-полиграфическими комплексами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства или другими организациями по договорам, заключенным с этими комитетами.